Обычно эта притча встречается в урезанном варианте — без финального высказывания, отчего она действительно приобретает новые очертания.
притчаК Сократу прибежал человек и говорит:
- Слушай, Сократ, должен тебе сказать, что твой друг...
- Подожди, подожди, - перебил Сократ. - Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита?
- Какие?
- Первое - это сито правды: то, что ты хочешь сказать, - это правда?
- Не знаю, я так слышал...
- Достаточно! А просеял ли ты эти свои слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, - это что-то доброе, созидающее?
- Не знаю. Наверное, нет!
- Гм, ну, тогда просеем еще через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем приходишь?
- Нет, необходимости в этом нет!
- А значит, - сказал мудрец, - если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.
А вот окончание притчиТак Сократ и не узнал, что Ксантиппа изменяла ему с лучшим другом.
Сама по себе, без этой финальной фразы, притча очень смысловая, поучающая. И действительно показывает, что важны все три сита прежде чем что-то сказать. Но с примером всё приобретает иной характер... читать дальшеВ своём первоначальном варианте притча весьма странная. Может, это только для меня так. Мне, например, непонятно, почему человек ответил, что это не так важно знать? Измена жены — разве это не важно? А потом я вспомнила про первые два сита, вернее, про одно из них — сито правды. Только потому, что человек не был точно уверен, что услышанное им от кого-то правда, он и не мог сказать этого Сократу. Что называется, нет доказательств. С другой стороны, кто таков ему этот человек, чтобы лезть в его личную жизнь? Это жена Сократа, и человек этот ему не друг. Но в таком случае, я бы ответила «Если это правда, то всё-таки не я должен тебе это рассказать». Итог, конечно, одинаков: слух не рассказан. Но вот эти моменты меня задели и заставили задуматься. Ведь не всегда пользу приносит только хорошее. Ведь сказанное может оказаться правдой, но при этом не нести добра в прямом виде, хотя и быть полезным. А насчёт «действительно ли это так важно знать» есть нюанс. Как, например, в этой притче. Этот человек не мог сказать Сократу, даже если бы знал точно и имел доказательства, что его жена изменяла ему с его лучшим другом. А был бы у Сократа брат, знавший наверняка и имевший доказательства измены, он имел бы полное право сказать это Сократу и принести тем самым пользу (не быть обманутым рогоносцем). Только если Сократ и сам догадывался, что жена ему изменяет и понимал, что ей чего-то не хватает в нём, смирился с этим фактом и потому просто не хотел лишнего упоминания об этом от кого бы то ни было.
Вполне возможно, что три сита были выдуманы Сократом как раз на случай того, если к нему придут с подобными высказываниями. Таким образом он защитился от лишних влияний на его жизнь, указав и на неправдивость высказывания, и на злой умысел, и на бесполезность. Мудро выкрутился, так сказать.
Три сита - Сократ
Обычно эта притча встречается в урезанном варианте — без финального высказывания, отчего она действительно приобретает новые очертания.
притча
А вот окончание притчи
Сама по себе, без этой финальной фразы, притча очень смысловая, поучающая. И действительно показывает, что важны все три сита прежде чем что-то сказать. Но с примером всё приобретает иной характер... читать дальше
притча
А вот окончание притчи
Сама по себе, без этой финальной фразы, притча очень смысловая, поучающая. И действительно показывает, что важны все три сита прежде чем что-то сказать. Но с примером всё приобретает иной характер... читать дальше