Увидала случайно по каналу «Культура» небольшой док.фильм про жизнь и творчество Виктора Михайловича и была потрясена его работами. Нет, я и раньше видела тех же «Богатырей», но почему-то прониклась его творчеством только сейчас. Ну, уж лучше сейчас, чем вообще никогда
Делюсь материалом и впечатлениями
читать дальше
Хочу сразу заметить, что, как и с примерами классической музыки, всё это лучше воспринимать живьём, ибо полнота красок и искусство штриха почти полностью теряются при просмотре в пикселях. Но, к сожалению, не у всех есть возможность лицезреть подлинник... А я вот обязательно приложу все усилия, чтобы это увидеть!
1871 год. «Могильщик»

Следующие картины написаны художником на былинные сюжеты. Мне очень нравится, как Васнецов раскрыл темы любимых сказок в своих полотнах
1870-1882 года. «Витязь на распутье»
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов

В 1877 году Васнецов с брата Аркадия пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет: «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.»
Критик Стасов похвалил картину.
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю.


В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.

Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.
1880 год. «После побоища Игоря Святославича с половцами»

1880 год. «Ковёр-самолёт»

1880-1881 года. «Алёнушка»
За основу взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось много этюдов этого времени.

Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот (по другим сведениям, юродивых).
Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы.

1881-1884 года. «Три царевны подземного царства»
В 1880—1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. Васнецов написал «Три царевны подземного царства», «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами».
За основу картины взята сказка. Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменен сюжет сказки — на ней изображена царевна каменного угля. Члены правления не приняли работы Васнецова на сказочную тему как неуместные для служебного помещения.

В 1884 году Васнецов пишет еще одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит. Картину приобретает киевский коллекционер и меценат И. Н. Терещенко.
В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость.

1889 год. «Иван-Царевич на Сером Волке»
Картина представляет собой иллюстрацию к известной русской сказке «Иван-Царевич и Серый Волк». Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке сквозь тёмный лес, спасаясь от погони. Для образа царевны Васнецов использовал написанный в 1883 году этюд с племянницы С. И. Мамонтова Натальи — «Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой».

Картина была написана в 1889 году, в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. В 1888 году он на некоторое время оставил работу для написания картины «Иван-Царевич на Сером Волке». После завершения она была выставлена на передвижной художественной выставке.

1897 год. «Гамаюн»

1897 год. «Царь Иван Грозный»

1881-1898 года. «Богатыри»
Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для его галереи.
Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так: «Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.
«Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чем. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он ее карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.
Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.
Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нем было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться.
— Эскиз возьму, но не прежде, чем картину напишешь. Да не картинку, смотри. Картину! Только тебе одному и под силу такое!»
Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.

Прообразом для написания Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого В. М. Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году.

Некоторые исследователи отмечают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова.

1899 год. «Снегурочка»

1914 год. «Поединок Пересвета с Челубеем»

1914 год. «Илья Муромец»
1914-1916 год. «Царевна-несмеяна»

1918 год. «Бой Добрыни Никитича с трехголовым драконом»

1918 год. «Царевна-лягушка»

1926 год. «Ковёр-самолёт»

1926 год. «Кащей Бессмертный»

Эскиз «Александр Невский»

Ну и напоследок две моих любимейших картины:
Сирин и Алконост (Песнь радости и печали), 1898 год

«Воины Апокалипсиса», 1887 год

Делюсь материалом и впечатлениями
читать дальше
Хочу сразу заметить, что, как и с примерами классической музыки, всё это лучше воспринимать живьём, ибо полнота красок и искусство штриха почти полностью теряются при просмотре в пикселях. Но, к сожалению, не у всех есть возможность лицезреть подлинник... А я вот обязательно приложу все усилия, чтобы это увидеть!
1871 год. «Могильщик»

Следующие картины написаны художником на былинные сюжеты. Мне очень нравится, как Васнецов раскрыл темы любимых сказок в своих полотнах
1870-1882 года. «Витязь на распутье»
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов

В 1877 году Васнецов с брата Аркадия пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет: «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.»
Критик Стасов похвалил картину.
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю.


В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.

Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.
1880 год. «После побоища Игоря Святославича с половцами»

1880 год. «Ковёр-самолёт»

1880-1881 года. «Алёнушка»
За основу взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось много этюдов этого времени.






Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот (по другим сведениям, юродивых).
Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы.

1881-1884 года. «Три царевны подземного царства»
В 1880—1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. Васнецов написал «Три царевны подземного царства», «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами».
За основу картины взята сказка. Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменен сюжет сказки — на ней изображена царевна каменного угля. Члены правления не приняли работы Васнецова на сказочную тему как неуместные для служебного помещения.

В 1884 году Васнецов пишет еще одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит. Картину приобретает киевский коллекционер и меценат И. Н. Терещенко.
В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость.

1889 год. «Иван-Царевич на Сером Волке»
Картина представляет собой иллюстрацию к известной русской сказке «Иван-Царевич и Серый Волк». Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке сквозь тёмный лес, спасаясь от погони. Для образа царевны Васнецов использовал написанный в 1883 году этюд с племянницы С. И. Мамонтова Натальи — «Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой».

Картина была написана в 1889 году, в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. В 1888 году он на некоторое время оставил работу для написания картины «Иван-Царевич на Сером Волке». После завершения она была выставлена на передвижной художественной выставке.

1897 год. «Гамаюн»

1897 год. «Царь Иван Грозный»

1881-1898 года. «Богатыри»
Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для его галереи.
Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так: «Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.
«Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чем. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он ее карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.
Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.
Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нем было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться.
— Эскиз возьму, но не прежде, чем картину напишешь. Да не картинку, смотри. Картину! Только тебе одному и под силу такое!»
Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.

Прообразом для написания Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого В. М. Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году.

Некоторые исследователи отмечают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова.

1899 год. «Снегурочка»

1914 год. «Поединок Пересвета с Челубеем»

1914 год. «Илья Муромец»

1914-1916 год. «Царевна-несмеяна»

1918 год. «Бой Добрыни Никитича с трехголовым драконом»

1918 год. «Царевна-лягушка»

1926 год. «Ковёр-самолёт»

1926 год. «Кащей Бессмертный»

Эскиз «Александр Невский»

Ну и напоследок две моих любимейших картины:
Сирин и Алконост (Песнь радости и печали), 1898 год

«Воины Апокалипсиса», 1887 год

@музыка: Эдвард Григ - В пещере Горного Короля (Пер Гюнт)
@темы: Кругозор
А мне вот две последних нравятся и ещё Гамаюн, Несмеяна, Ковёр-самолёт (1880 года), Витязь на распутье и Иван-Царевич на сером волке
Мастер. Хочу увидеть его картины в живую
Я бы тоже не отказалась!